«О шаге и мере в Айкидо» Стефан Бенедетти

Mutokukai Hombu Dojo, Август 2015 г.

Перевод с английского «On step and measure in aikido» by Stéphane Benedetti

В начале был шаг: шаг прогуливающегося, шаг танцующего. Сконцентрированная походка собирателя, тихое перемещение охотника… всегда спокойствие, передвижение и дыхание в глубокой гармонии друг с другом. Иногда, быстрый бег… который заставлял охотника запыхаться.

Первый танец, танец оленя. Танец шамана и охотника, тяжело топающих по земле, имитирующих звериный топот, двигаются вперед, двигаются назад… И так до тех пор пока они не впадут в состояние экстаза и не войдут в удивительное царство Богов. Ноги бьют по земле, сердца бьются в ритме танца, опустошенные умы вовлечены в транс.

Но люди так же воюют, и танец увековечивает жесты войны. Танец юных войнов…

Как кто-либо практикующий боевое искусство, искусство движения, такое как Айкидо, может не знать как ходить, когда эти исходные и основопологающие движения (заложенные в нас много тысяч лет назад), определяют все Айкидо?

Почему нужно концентрироваться на деталях техник, когда все Айкидо базируется на принципах ИРИМИ и ТЕНКАНвходе и открытии, двух формах шагов? Я пришел к заключению, что это происходит из-за нашего мозга, который не адаптирован (уже не адаптирован или еще не адаптирован?) для такой формы практики. Достаточно обратить внимание на то как мозг функционирует что бы понять, что руки и зрение занимают преобладающее место в структуре нашего тела.

 

Если говорить простыми словами, то мы воспринимаем себя как громадную голову с несоразмерными глазами, к которой приделаны огромные руки и все это покоится на карликовом тельце и ножках. Когда разговор заходит о нижней части нашего тела, то все наше внимание занимает зона гениталий. Мы обращаем внимание на существование наших ног только когда они начинают болеть или повреждены.

Но так же часто случается, что в практике Айкидо руки практически не нужны, центральное зрение (восприятие цвета) нужно еще меньше; мы прекрасно можем обойтись белым и черным. Наши ноги и периферийное зрение (восприятие движения), которые обычно остаются «за бортом» в повседневной жизни, в должны играть главную роль в практике.

Шаг, через темп, задает движению ритм и определяет его через амплитуду.

Ритм очевидным образом привязан к дыханию, и широте расстояния, или если говорить более точно к маай, пространству-времени. В первую очередь, мы должны ходить «в ногу» с нашим дыханием, так чтобы шаг и дыхание мешали друг другу. Теперь нам нужно определить базовые элементы шага.

Существует естественная позиция тела, которая называется «шизентай» на японском: стоим прямо и расслабленно, ноги на ширине бедер, голова спокойно покоится на плечах, грудная клетка расслабленна. Чтобы определить точность позиции шизентай, необходимо просто подпрыгнуть на месте, следя за тем чтобы тело и ум были расслабленны: без единого усилия, вы обнаружите что приземлились в желаемой позиции. Первое свойство заключается в том, что в этой позиции есть возможность осуществлять тазовое дыхание, в отличии от военного «стояния по стойке», грудная клетка не открыта; это ведет к вертикальному движению диафрагмы, в противоположность к реберному дыханю; второе свойство заключается в обеспечении большей свободы движения: так как только минимальное число мышц задействовано в поддержании осанки, а те что не используются в процессе все еще свободны. Наконец, не менее важно, поле зрения увеличивается без каких либо усилий. Таким образом передвижение сводится к тому чтобы просто переставлять ноги, с условием, что в Айкидо, шаг осуществляется без закрепощения верхней части тела. Правая рука, правая нога, левая рука, левая нога…

Очень часто используется термин «измененная ханми» или еще более распространенный термин «нанба аруки» (“namba aruki”). Это способ передвижения при котором происходит наименьшее количество структурных изменений в теле, меньше всего помех, и разумеется приносит наибольшую пользу... Размер шага ровно такой же как и дистанция между ногами в позиции шизентай, что означает, что ходьба — это не что иное как динамическая версия шизентай, а так же что эта позиция — подлинное основание shisei (позы)...

Эта дистанция, такая же как между нашими руками и соответствует расстоянию от центра ладони до локтя, т.е. ровно такое растояние, какое необходимо при применении Икке...

Это означает что изменение шага равноценно разрушает фундаментальную структуру тела и выполняемой техники. Так же как и незначительные различия в размерах и строении между людьми, кажется что во время применения техники осознанно осуществлять правильные шаги — это гораздо более важно, чем любой другой аспект практики… Спокойствие шага и тела связанно со спокойствием дыхания, а так как дыхание обеспечивает связь между телом и умом, то оно тем более неотъемлемо для спокойствия ума… именно ум устанавливает шаг… Здесь мы касаемся единства и гармонии, т.е. самого сердца практики.

 

Оригинал текста: http://mutokukai.org/system/article_attachments/11/original/onstepandmeasureinaikido.pdf

Перевод Анастасия Казакова

© Hokumeikan

Яндекс.Метрика